За чей счет «банкет»

За чей счет "банкет" http://8ly.ru/
Нечаянно что-то разбили в магазине? Не спешите оплачивать!
Как это повелось, магазины пытаются содрать с нас по полной программе за малейшее повреждение их имущества, в то время как по закону покупатели обязаны расплачиваться далеко не всегда.
И как грамотно себя вести в типичных ситуациях, кроме эксперта по защите прав потребителей нам никто не поможет. С таким человеком я встретился недавно у общих знакомых на пикнике. Личность известная на правозащитной арене Волгограда. Михаил Серов – адвокат с внушительным стажем. За бокалом игристого и хорошо приготовленного шашлыка эта тема не показалась надуманной. Я решил поделиться свежими воспоминаниями о недавнем походе в магазин, где я нечаянно задел рукой бутылку дорогого оливкового масла. Та разбилась, испортив мне замшевые туфли. «Я страшно расстроился, а прибежавший администратор заявил, что за масло надо заплатить, а то меня из супермаркета охрана не выпустит». Вот что ответил на мой вопрос Михаил: — Ситуация в самом деле очень распространенная, — соглашается правовед, — поскольку на месте масла может оказаться и бутылка спиртного за несколько тысяч, и фирменные духи, и какая-нибудь эксклюзивная ваза по безумной цене. Чтобы не оказаться безоружными перед администрацией и охраной магазина, покупателям важно знать вот что. В принципе закон (ст. 459 Гражданского кодекса РФ) говорит, что риск случайной гибели имущества несет его собственник. В нашем случае это как раз супермаркет — поскольку товар еще не куплен. Но… не все так просто. В кодексе есть еще статья 1064, согласно которой, если вы, не дай Бог, повредили чужое имущество, но не сумели доказать, что вины вашей тут нет, возмещать ущерб, увы, придется в обязательном порядке. То есть чтобы понять, кто отвечает за разбитую бутылку, нужно определить: упала она случайно или в этом есть вина покупателя. И здесь кроется еще одна заморочка.
— Неосторожный посетитель, скорее всего, будет признан виновным, даже если у него не было никакого коварного умысла, а человек просто рассеянный или неловко повернулся… — предупреждает адвокат Михаил.
Основное правило:
«Чем уже проход, тем меньше ваша вина».
Итак, если покупатель сбивает товар с полки, когда падает, оступившись, то налицо будет та самая неосторожность, поясняют юристы. Или, скажем, вы повернулись неудачно, сумкой банки-бутылки зацепили и т. п.
— Хотя во втором случае у покупателя все же есть некий шанс отбиться от претензий, надо только внимательно оглядеться по сторонам, — подсказывает Михаил. — Дело в том, что на практике магазины, особенно в столице и других крупных городах, нередко нарушают нормы расстояний между стеллажами. Арендованная торговая площадь стоит дорого, и ее хочется набить товарами по максимуму. Между тем согласно требованиям противопожарной безопасности в любом случае проход между полками даже в самой маленькой торговой точке должен быть не уже 1,4 м. А чем больше супермаркет, тем дальше друг от друга должны находиться стеллажи (При торговой площади магазина 100 кв.м. это расстояние – 1,4 м. Для магазина с торговой площадью 100 – 150 кв. м. – 1,6 м. Для магазина с торговой площадью 150 – 400 кв. м. – 2 м. Свыше 400 кв. м. – 2,5 м.). Таким образом, чем уже по сравнению с нормой ширина прохода, тем меньше вина «неловкого» покупателя, — объясняет мой собеседник. Ведь фактически магазин сам повышает риск повреждения товаров, нарушая правила их размещения.
Так что если в торговом зале действительно тесно — смело ссылайтесь на Строительные нормы и правила «Общественные здания и сооружения» (СНиП 2.08.02-89, пункт 1.111).

Если вы взяли с собой в магазин ребенка?
Ссылка на то, что ребенок несовершеннолетний и поэтому за разрушения в магазине отвечать не может, не пройдет. Потому как Гражданский кодекс суров: за все проделки детей отвечают рублем их родители.
— Но и в этой ситуации я бы все-таки проверил, соблюдаются ли минимальные расстояния между стеллажами, — тогда можно будет предъявлять те же аргументы (см. выше), — советует Михаил. — В любом случае, чтобы администрация магазина не взяла вас на испуг, потребуйте составления акта о порче товара и уж впишите туда все: узкие проходы, мокрый пол и т. д.
Ещё один интересный случай рассказал сам Михаил:
— А однажды звонит мне сестра и испуганно шепчет: мол, я тут, в примерочной, взяла дорогущие брюки, а они возьми и лопни по шву прямо здесь — чего делать-то?! Что делать? Бросаю все дела и выезжаю к ней. Встречаюсь с главным менеджером магазина и предлагаю провести независимую товарную экспертизу этих брюк на предмет скрытых дефектов (за свой счет или счет магазина). Управленец сразу отказывается – видимо в курсе качества этой партии. Но это один случай, а бывает так, что вы попытались втиснуться в штаны или блузку меньше своего размера, то лучше не нарываться и честно оплатить как минимум ремонт одежды (если лопнувшие швы можно без проблем застрочить), а как максимум — полную цену, если вещь восстановлению не подлежит.
А вопрос, который предложил один из гостей, вообще с множеством примеров (Все ещё помнят тот случай, когда покупательница, которая покушалась на глазированный сырок, умерла от инфаркта в комнатке охраны!):
«Имеет ли право «разрушителя» задержать охрана магазина?»
— По закону «О частной детективной и охранной деятельности», если охраняемому имуществу причинен ущерб, то сотрудники ЧОПа вправе физически ограничить передвижение нарушителя до прибытия полиции, — поясняет адвокат. — А вот не выпускать вас из магазина с формулировкой «пока не расплатитесь» охранники вообще не вправе!
— Если вас пытаются задержать, требуйте вызова 02! Зачастую это охлаждает пыл администрации торговой точки, и, если речь не идет о крупных убытках, покупателя предпочитают отпустить, нежели ожидать прибытия полиции и разбирательств, привлекающих внимание других посетителей. Кстати, не забывайте: взыскать с вас стоимость поврежденного товара (независимо от его цены) магазин может только в судебном порядке. На практике влезать в такие процессы торговцы тоже, как правило, не хотят.

Добавить комментарий