• ведущий на свадьбу в Волгограде

Как обнаружить дефицит эмоционального интеллекта

интеллект

За несколько лет работы коучем известных  руководителей, я никогда еще не встретил человека, который бы сам признался, что ему нужно поработать над эмоциональным интеллектом. И в то же время несть числа тем случаям, когда люди говорили мне: «Главное, чем должен заняться N, — это повышение своего эмоционального интеллекта». Все дело в том, что: те, кому больше всего нужно развивать это качество, меньше всего отдают себе в этом отчет. Научные факты неоспоримо свидетельствуют о том, что главное, чем отличаются лучшие из лучших от всех остальных – это эмоциональный интеллект. Однако среди даже моих знакомых есть те, кто совсем не стремится обладать этим важным качеством — или вспомнил о нем слишком поздно.

 

Возьмем моего клиента Сергея (имя изменено), который с самого начала демонстрировал огромный потенциал и добивался прекрасных результатов для компании. Но проблема была в том, каким способом он их достигал. В разговоре с его коллегами я слышал приблизительно следующее: «он как слон в посудной лавке», «у него острые зубы», «он идет по головам». Сергей был не способен привлекать, мотивировать и удерживать хороших сотрудников. Это был контрпродуктивный подход к работе. Нашлось немало человек из его непосредственных подчиненных, кто в первую очередь отмечал у него взрывной характер и отсутствие терпения. Когда я поделился их комментариями с Сергеем, это застало его врасплох. Он был уверен, что мы с его коллегами просто не поняли друг друга. Ему не хватало умения взглянуть на себя со стороны и элементарной эмпатии — этих отличительных черт человека, наделенного эмоциональным интеллектом.

 

Вот несколько сигналов о того, что вам нужно поработать над своим эмоциональным интеллектом:

— Вам часто кажется, что окружающие не понимают того, что вы хотите им сказать, и это вызывает у вас раздражение и фрустрацию.

— Вас удивляет, когда ваши слова или шутки задевают окружающих, вам кажется, что они реагируют излишне эмоционально.

— Вы считаете, что не так уж важно, любят вас на работе или нет.

— Вы спешите вставить в разговор свое мнение и защищаете его с большим рвением.

— Вы предъявляете к другим такие же высокие требования, как и к себе.

— Вы считаете, что в большинстве проблем вашей команды виноваты другие.

— Вас раздражает, когда окружающие ожидают от вас, что вы будете разбираться в их чувствах.

 

Итак, что делать, если вы узнали в этом описании себя?

Предлагаю стратегию из четырех шагов.

Попросите об обратной связи. 

Невозможно решить проблему, о которой вы не знаете. Важнейшая составляющая эмоционального интеллекта — умение взглянуть на себя со стороны или способность отдавать себе отчет в своих действиях. Не так уж важно, опросите ли вы всех, кто имеет с вами дело на работе, или лишь некоторых. В любом случае это ключевой шаг к тому, чтобы понять, что вы делаете и чего не делаете. И не пытайтесь просто найти оправдание своему поведению. Этим вы только сводите все свои усилия на нет. Наоборот, прислушайтесь к обратной связи, постарайтесь получше ее понять и усвоить. Когда Сергей впервые услышал, что о нем думают другие, он сразу же принялся себя защищать. Но, когда он прислушался к мнению окружающих, он признал их правоту и принял решение измениться.

 

Помните о зазоре между вашими намерениями и реальным воздействием ваших слов.

Люди с малоразвитым эмоциональным интеллектом часто недооценивают отрицательное влияние, которое их слова и поступки оказывают на окружающих. Они игнорируют разницу между тем, что они имеют в виду, и сообщением, которое на самом деле слышат окружающие. Вот несколько распространенных примеров того, что говорит недостаточно чуткий человек, и того смысла, который слышат окружающие.

Вы говорите: «В конце концов самое главное — это сделать дело».

Они слышат: «Все, что меня волнует, — это результаты, и, если по мере их достижения мы кого-то обидим, ничего не поделаешь».

Вы говорите: «Если это могу понять я, это может понять кто угодно».

Они слышат: «Вы слишком глупы, чтобы это понять».

Вы говорите: «Не вижу, из-за чего весь сыр-бор».

Они слышат: «Меня не волнуют ваши чувства».

Независимо от того, что вы на самом деле хотите сказать, задумайтесь о том, как ваши слова повлияют на окружающих. Вам действительно хочется, чтобы они почувствовали себя именно так? Сергей был печально известен своими резкими комментариями, которые вынуждали людей ощетиниваться в ответ. Однако он начал задумываться над тем, какой эффект производят его слова. Перед каждой встречей он отводил несколько минут на то, чтобы задать себе вопрос: «Какое впечатление я хочу произвести? Какие чувства по отношению к себе я хочу вызвать? Как мне нужно сформулировать свое сообщение, чтобы достигнуть цели?

 

Остановись, мгновение.

Следовать своим рефлексам – просто. Но высокий уровень эмоционального интеллекта – это, прежде всего,  умение делать правильный выбор в разных ситуациях.

Например, Сергей часто перебивал других людей и затыкал им рот, не выслушав до конца. Именно потому, что он боялся потерять время и контроль над ситуацией. Чтобы изменить положение, он стал стараться сначала выдержать паузу и лишь потом реагировать.

Есть два вида паузы:

Время, чтобы прислушаться к себе.

Когда в момент обсуждения Сергей начинал проявлять нетерпение и раздражаться, часто он чувствовал, как у него сжимаются челюсти и спирает дыхание. Когда он стал обращать внимание на эти симптомы, он научился останавливаться и напоминать себе о своем страхе упустить контроль. В результате, вместо того чтобы по привычке срываться, Сергей смог принимать более взвешенные решения о своей реакции.

Время, чтобы прислушаться к окружающим.

Слушать — означает помочь другим почувствовать, что вы их понимаете (даже если вы с ними не согласны). Это не то же самое, что молчать. Это значит дать другим высказать свою мысль, прежде чем встревать со своей.

 

Один костюм хорошо, два — лучше.

Для развития эмпатии (ключевого компонента эмоционального интеллекта) вам часто предлагают «почувствовать себя в чужой шкуре», но и своими чувствами пренебрегать не стоит. Вам нужно надеть на себя «обе шкуры» — отдавать себе отчет как в своих, так и в чужих целях и планах, видеть ситуацию с обеих сторон. Раньше подход Сергея был таков: «Вот что мне нужно». Теперь он сменил его на «Вот мои проблемы, ваши пожелания я тоже учитываю. Давайте разработаем план, принимая во внимание позиции обеих сторон».

 

Для развития эмоционального интеллекта вам понадобится все ваше упорство, вся дисциплинированность. Без ясного и четкого понимания важности этого дела о победе можно забыть. Однако со временем вы обнаружите, что результаты намного превосходят все усилия, которые вам пришлось приложить для их достижения.

 

Bookmark the permalink.


Добавить комментарий