Shunga (суньга) — неоднозначное явление в японской живописи

19 сентября в центре Токио, в знаменитом музее Eisei Bunko открылась выставка традиционных японских мастеров эротического искусства под названием Шуньга. Но несмотря на историческую оправданность жанра, арт-шоу все-таки не приходит без оправданного временем шума: Шуньга до сих пор считается непристойным во многих кругах, и, несмотря на успешный показ в Британском музее (два года назад), более десяти японских музеев так и не решились предоставить свои площадки для скандальной выставки. Так почему же это форма искусства, получившая одобрение общества и признание сотни лет назад, все еще вызывает столько пересудов в Японии?

Хотя самые ранние Шуньга (буквально «весенние картинки», «поздравление с Весной», что является японским эвфемизмом для секса) может быть прослежены и датируются гораздо ранним временем, эта художественная форма наиболее тесно связана с периодом Эдо и его гравюрами укиё-э, на которых изображены классические гедонистические картины: «плавающий мир» гейш, кабуки, сумо и астрал секса.

В то время Суньга писалась одними из лучших художников укиё-э, в том числе Китагава Утамаро и Кацусика Хокусай (самый известный Суньга Хокусая – эта картина, на которой изображен осьминог на женщине). Однако, кто бы что ни говорил, суньга был популярен в Японии всегда. Его охотно покупали в магазинах и на выставках (и даже за очень большие деньги). Картины подобного содержания украшали практически каждый дом и это считалось правилом хорошего тона.

 

Одним из них, гм, выдающихся элементов Шуньга являются преувеличенные размеры гениталий. Этот аспект в художественном стиле укрепился в практике суньга не так давно и получил распространение среди укиё-э художников в эпоху самураев, как намек на присущее сословию хвастовство о размере их нефритовых жезлов. Кроме того, художники этим неестественным преувеличением старались показать зрителю некую «вторую сторону» сюжета картины, обращаясь к первобытным и истинным желаниям человека.

Помимо всего прочего, в Суньга немало и других особенностей, о которых стоит рассказать, дабы снять напряженность дискуссии об уместности культурного проявления. На картинах оба партнера, как правило, полностью (ну, или почти полностью) одеты. Это необычное для европейца отношение к обнаженной плоти у японцев, как тонко чувствующих азиатов, всегда соотносилось с определенной табуированностью темы секса, а также, правильно расставляя акценты на полотне, одновременно сохраняло аппетит к эротической форме художественного явления в искусстве под названием Суньга.